Ограничение бюджетов, изменение управляющей структуры, поддержка философии «Пирелли» и отказ от рента-драйверов – называем способы сделать «Формулу-1» интереснее.
О том, какие еще меры поспособствуют повышению интереса к «королевским гонкам», кажется, не высказался только ленивый. Действительно, за последние годы в ФИА что только не перепробовали: резкая метаморфоза технического регламента, смена поставщика резины, введение DRS и KERS. Где-то преуспели, где-то – не очень, а между тем регламент вскоре вновь изменится до неузнаваемости.
Но как сделать чемпионат не только в меру зрелищным, но и эффективным, создать качественно лучшую систему управления всей «Формулой-1»? Тони Парнелл, бывший технический консультант Международной автомобильной федерации, помогает нам в этом нелегком деле.
Административные меры
Многие сходятся во мнении, что структура управления «Формулой-1» нуждается в реформировании. Тони Парнелл считает, что ФИА должна претерпеть существенные изменения, чтобы решить сегодняшние проблемы: «Гораздо важнее тот факт, что финансовое положение команд оставляет желать лучшего, а в следующем году коллективам предстоит потратить в два раза больше на новые моторы (порядка 20 миллионов евро). Это настоящая катастрофа для большинства участников чемпионата, но мягкотелая ФИА только за псевдомонополию топ-команд».
Еще одна беда для конюшен – массовый уход спонсоров из «королевских гонок». Конечно, в большинстве своем эта проблема характерна для середняков и аутсайдеров пелотона, но иногда случаются казусы, например, постепенный закат многолетнего сотрудничества «Макларен» и Vodafonе. Многие спонсоры также сторонятся коррупционных скандалов, подрывающих имидж не только Берни Экклстоуна, но и всей «Формулы-1». Бывший руководитель «Ягуара» предлагает свое решение проблемы: «Популярные потребительские бренды, такие, как Pepsi, Macdonald`s, Apple могли бы найти спорт достаточно привлекательным».
Естественно, что для достижения положительного результата должен измениться не только кадровый состав, но и сама структура Международной автомобильной федерации. Тони Парнелл умалчивает, как именно должна выглядеть новая ФИА, зато приводит достаточно подробный список обязанностей для обновленного руководства автоспорта: «Новая ФИА должна решить все эти проблемы. Она обязана указывать курс на правильное направление «Формулы-1», защитить его от угроз в будущем, добиться максимальных результатов уже сегодня. Чтобы этого добиться, нужно такое руководство, которое возьмет контроль над поведением обладателей коммерческих прав, руководство, которое не допустит доминирования одной или двух команд и четко осознает – кто нужен «Формуле-1», а кто – нет, а также будет следить за популярностью этого спорта».
Равные бюджеты – равные шансы
Надо сказать, что идея введения потолка бюджетов в «Формуле-1» отнюдь не нова и восходит еще к 2004 году. Но тогда подавляющее большинство представителей команд раскритиковали идею, и к разговорам об ограничении расходов вернулись только несколько лет назад. И снова не смогли добиться компромисса среди конюшен. Попытка «ограничить ресурсы» закончилась выходом «Ред Булл», «Феррари» и «Заубера» в 2011 году из состава Ассоциации команд «Формулы-1» (ФОТА), которая по своей эффективности все больше начинает напоминать пресловутую Лигу Наций.
Попытки ввести потолок бюджетов предпринимались и в прошлом году, но вновь не удалось добиться единогласия. Последний проект предусматривал не только ограничение расходов, но и постепенное послабление бюджета участников чемпионата: в 2013 году цифра должна была составить 175 миллионов на команду, в 2014-м – 150, в 2015-м – 120 миллионов. В эту сумму не должны входить расходы на пилотов, маркетинговые и административные затраты, также потолок не должен зависеть от контроля за расходами на идеи, связанные с разработкой трансмиссий.
«Есть две вещи, которые будут получены от использования подобной системы. Первая заключается в том, что автомобильные компании не будут рисковать быть пойманными на нарушении регламента. Вторая – в том, что они смогут использовать своим успехи в «Формуле-1» в качестве рекламы, опираясь на то, что именно они выигрывают гонки в условиях наличия у всех конкурентов одинаковых ресурсов», – отмечает журналист Джо Сейвард в своем блоге.
«Мне нравится идея, так как в этом случае победа будет доставаться самой умной, эффективно работающей команде, а не конюшне, победившей в соревновании бюджетов. Это сделало бы «Формулу-1» интересным соревнованием, в котором вам предстояло бы добиться максимально возможного результата в условиях ограниченного бюджета. Данное нововведение определенно произвело бы революционный эффект. К тому же, я не вижу сложностей с контролем затрат, на которые ссылаются многие другие руководители», – Тони Парнелл был единственным, кто поддержал идею в 2004 году, и сейчас не поменял свое мнение:
«При таком раскладе сегодня мы могли бы видеть, как «Уильямс» и «Заубер» сражаются за победу в то время, как «Феррари» и «Макларен» прозябают в середине пелотона. А может, статус-кво сохранится, и «Ред Булл» и «Феррари» по-прежнему будут лидировать, кто знает. В любом случае, определить иерархию пелотона до начала сезона будет невозможно. Но будет непредсказуемо – а значит, интересно. Однако пока мы не добились установления бюджетного потолка, в 2014 году представляется совершенно ясная картина: ни «Уильямс», ни «Торо Россо», ни «Заубер» или «Форс-Индия» не окажутся в лидерах. В следующем году в группе лидеров будут «Мерседес», «Феррари» и «Ред Булл», так как они располагают достаточным количеством денег».
Конечно, здесь есть свои «подводные камни». Например, кто и как будет обеспечивать эффективную и безошибочную систему судебно-бухгалтерской экспертизы бюджетов коллективов? Марк Зурер считает, что это невозможно, и «команды всегда будут умнее правил». Джо Сейвард и Тони Парнелл утверждают, что все не так уж и сложно. Хочется верить, что «новая ФИА» будет заинтересована в разработках по улучшению концепции чемпионата в целом и в повышении интереса как спонсоров, так и болельщиков к «Формуле-1».
Поддержка философии «Пирелли»
Сегодня идут упорные дебаты по поводу того, стали ли гонки несколько искусственными из-за DRS и шин «Пирелли». Нужно принять во внимание, что система DRS – реакция на особенность аэродинамики болидов, нивелировавшую значение слип-стрима. Можно вспомнить, как Фернандо Алонсо в далеком 2007-м в Индианаполисе на протяжении большей части дистанции Гран-при на длинной стартовой прямой не мог обогнать Льюиса Хэмилтона, хотя и обладал преимуществом в скорости. Или эпизод в Абу-Даби, где тот же Алонсо с преимуществом в темпе не мог обойти Виталия Петрова, несмотря на наличие сразу двух длинных прямых. И насколько гонка на «Яс-Марине» два года спустя была богаче на обгоны благодаря использованию регулируемого заднего антикрыла.
Конечно, это только одна сторона медали. Многие болельщики негодуют, что в той же Венгрии обгон воспринимается как «манна небесная», а в Китае или Бельгии выглядит как-то искусственно – «нажал на кнопку и объехал». Может, дело в специфических особенностях трасс? Есть примеры автодромов, где даже использование волшебной кнопки, по сути, не решает проблемы обгонов. Насколько велико значение DRS в повышении зрелищности гонок? Тони Парнелл приводит конкретные цифры: «Один из моих бывших студентов провел исчерпывающее исследование, доказав, что, несмотря на заметно увеличившееся с появлением DRS число обгонов, на 85 процентов этот прирост связан с характеристиками резины».
После прихода «Пирелли» в 2011 году число обгонов увеличилось в два раза по сравнению с уровнем прошлых лет. Только за половину того сезона было совершено больше обгонов, чем за все 19 гонок чемпионата-2010. Парнелл подтверждает, что основным мотивом для смены поставщика шин стала смена концепции роли резины в «Формуле-1»: «Питер Райт, который в то время работал в ФИА и был всегда готов предлагать толковые идеи и давать умные комментарии, поделился своими наблюдениями, сказав, что можно взять курс на использование шин, специально разработанных для повышения зрелищности гонок, а не для скорости. И это было действительно очень верное наблюдение. В «Бриджстоуне» же решили, что если компания будет производить шины, не вполне соответствующие лучшим инженерным стандартам, это навредит ее имиджу».
Итак, гонки стали на порядок интереснее. Но не перегибают ли палку в «Пирелли»? За три неполных сезона случались курьезы: командам приходилось совершать экстремально большое количество пит-стопов, а в последнем британском Гран-при слишком мягкие шины и вольная трактовка коллективами некоторых технических тонкостей привели не к одной преждевременной смерти покрышек. Необходимо найти определенный баланс – иначе есть риск сделать гонки искусственными.
«По-моему, с гонками сейчас все в порядке, и это подтверждают телевизионные рейтинги. Не сомневаюсь, если кому-то из лидеров не удается выигрывать все поулы и гонки подряд, найдутся люди, которые обязательно начнут сетовать. Жалобщиков в «Формуле-1» всегда хватало. Не стоит обращать на них внимание: что-то я нечасто встречал болельщиков, которые бы просили вернуть гонки, напоминающие процессии. Подумайте об этом», – резюмирует Тони.
Возвращение дозаправок
Здесь мнения поклонников «королевских гонок» обычно расходятся. Часть их недоумевает, как возврат дозаправок отразится на зрелищности гонок. Что, мало оторванных шлангов и фонтанирующего во все стороны топлива? Другая когорта болельщиков парирует: мол, мало вам что ли летающих колес на пит-лейне? Ведь именно из-за спешки и необходимости установления нового рекорда по скорости проведения пит-стопа происходят происшествия, в которых, между прочим, уже есть пострадавшие.
Как ни крути, а с точки зрения психологии механикам будет куда комфортнее иметь дополнительные четыре-пять секунд в запасе, нежели расшибаться в попытках уложиться в требуемые 2,5-3 секунды. Следовательно, и инцидентов на пит-стопах, связанных с человеческим фактором, должно стать на порядок меньше. А придумать безопасную систему отсоединения заправочного шланга не составит большого труда.
Разумеется, у публики свои аргументы «за» и «против». Можно долго и упорно рассуждать, во вред или в пользу пойдет возвращение к истокам, ведущим свое начало еще с 1994 года, но есть один важный момент, который может привести к вынужденному возврату к дозаправкам по ходу гонки.
Все упирается в новый регламент на моторы. Нынешние силовые установки выдают около 750 л.с. при 28 процентах эффективности. Новые двигатели должны сжигать топливо куда медленнее, при тех же 28 процентов КПД они бы выдавали всего 450 л.с. Даже с учетом значительного усиления мощности системы KERS этого явно недостаточно. Чтобы избежать потери скорости, новые силовые агрегаты должны серьезно прибавить в эффективности – КПД необходимо довести до 35 процентов, при этом ни на йоту не увеличив расхода топлива. Всем ли поставщикам моторов удастся подобная затея?
Если нет, то многим болельщикам придется запастись сильнодействующими успокоительными – их любимцы частенько будут беречь топливо, а это, с одной стороны, сделает гонки некоторых пилотов более консервативными, а с другой – до неприличия упростит обгоны в конце заездов. И то, и другое явно придется не по душе зрителям.
Несоответствие моторов необходимым техническим нормам может повлечь за собой множество других последствий, и, в итоге, возможно, поднимет вопрос о возвращении дозаправок. В этом случае у ФИА будет всего два пути: либо уйти от нынешних «бензовозов» и «заморозить» любые изменения касаемо двигателей, либо выделить производителям моторов дополнительное время на доработку новых V6, что предполагает решение проблемы в максимально сжатые сроки.
Итак, дозаправочный камбэк, возможно, уже не за горами. Выиграет ли «Формула-1» от этого? С точки зрения безопасности пит-стопов – да. С точки зрения повышения зрелищности гонок – большой вопрос, ответ на который будет напрямую зависеть от того, справятся ли разработчики новых двигателей со своими задачами.
Больше талантливых гонщиков
Не стоит забывать, что гонки – штука дорогая, и не каждый может себе ее позволить. Если вам на голову периодически не падают с неба чемоданчики с миллионами, то ваша автоспортивная карьера, скорее всего, закончится очень быстро. Да-да, нынешние чемпионы мира тоже не случайно оказались в «Формуле-1», без серьезной поддержки они бы не дотянулись до таких высот. Но эти пилоты добились впечатляющих результатов, и теперь уже не они работают на репутацию, а наоборот. Например, Себастьян Феттель в конце года не вываливает крупные купюры на стол владельцу «Ред Булл», чтобы тот соизволил оставить только что завоевавшего титул гонщика в команде.
Но не все так гладко. В «королеву автоспорта» зачастую попадают и не самые одаренные пилоты. Не достигая особых успехов в гонках, они, тем не менее, удерживают свое место в команде, ведь их присутствие в пелотоне хорошо оплачивается. Рента-драйверов не встретишь в финансово благополучных топ-командах, зато в остальных коллективах их хоть отбавляй.
Пожалуй, лучше всего с выбором «высокооплачивающего гонщика» справились в «Уильямсе». Пастор Мальдонадо перестал притягивать к себе аварии и уже имеет на своем счету победу в Гран-при, а Валттери Боттас в целом не уступает своему напарнику. Виталий Петров также неплохо провел свои три года в кокпите болида «Формулы-1». Подиум в Австралии и несколько других удачных гонок надолго запомнятся российским болельщикам, но как только у Виталия не оказалось аванса на следующий сезон, он остался без работы. «Катерхэм» неожиданно принял решение сменить опытных гонщиков на более платежеспособных, и, надо сказать, с точки зрения результатов стало только хуже.
Совсем неудивительно, что у общественности, жаждущей лицезреть максимальную конкуренцию в пелотоне, в целом отношение к рента-драйверам отнюдь не положительное. Трудно избавиться от мысли, что будь у большинства команд меньше финансовых проблем, чемпионат стал бы куда интереснее в плане борьбы на трассе.
Такого же мнения придерживается Парнелл:
«Я считаю ужасным то, что рента-драйверы сегодня пользуются куда большим спросом, чем более одаренные гонщики, так как позволяют сводить концы с концами командам второго эшелона».
Возможно, именно вмешательство ФИА в схемы спонсирования команд приведет к качественным изменениям финансовой стороны «Формулы-1». А это, в свою очередь, поспособствует менее предвзятому и однобокому отбору кандидатов на роль, возможно, будущих легенд автогонок.
Дмитрий Агапов