С наступлением весны так и хочется выбраться на природу! Но просто проводить время на лужайке довольно быстро надоедает, поэтому за советом насчет того, как можно провести уик-энд, мы обратились к опытному пилоту-инструктору Сергею Васильченко, чья страсть - полеты на параплане.
- Естественно, я посоветовал бы всем заниматься именно этим видом спорта, - говорит Васильченко, - особенно тем, у кого душа лежит к воздуху и полетам. Но это только рекомендации - окончательный выбор будет за вами!
Наш пародром размещается на горе в Чон-Таше. Это порядка 25 километров от Бишкека, рядом с мемориальным комплексом «Ата Бейит». В основном, полеты проводятся там, хотя «облетанных» мест у нас очень много - в Сокулуке, Караколе, на Тоо-Ашуу, вокруг Иссык-Куля и на Токтогуле, в Джалал-Абаде. Но так как мы сами бишкекчане, то чаще всего удается использовать самую ближайшую базу - в Чон-Таше.
Летаем и за рубежом!
- Удалось ли вам полетать где-нибудь еще, кроме Кыргызстана?
- Конечно! Мы ежегодно, по мере своих финансовых возможностей, выезжаем за рубеж. В прошлом году, например, были в Индии, Непале, в позапрошлом - в Австрии, Германии, Словении, Чехии, Франции, Италии. Сейчас планируем поездку в Турцию и Китай. Также ведутся разговоры о поездке в Колумбию.
«Братство по небу»
- Скажите, а вы летаете, так сказать, «для себя» или участвуете в различных соревнованиях и фестивалях?
- Эта личная инициатива, отдых и пристрастие - никто нас не финансирует. Все держится на личном энтузиазме!
- ... и команде энтузиастов?
- Совершенно верно! Наша команда fly.kg объединяет единомышленников. Это некое «братство по небу». Все, кто к нам пришел и остался с нами, будет летать с нами общей командой. Особого разделения у нас нет - новичок ты или «старик». У нас некий клуб по интересам. Когда я только начинал летать (в начале «нулевых») нас было 10-15 человек. Сейчас по Кыргызстану более пятидесяти пилотов!
- Профессиональных?
- Нет, это любители, которые набирают опыт. Ездим за рубеж и участвуем в соревнованиях, но только в личном зачете, так как командой мы заявиться не можем. Для того, чтобы участвовать в соревнованиях, нам необходимы международные документы – сертификаты, а так как мы любители-энтузиасты, то получить их не можем. Кроме того, стоимость взноса в международную федерацию составляет порядка трех тысяч евро.
Дорогое удовольствие
- Если говорить о снаряжении - у вас оно новое, или, как в большинстве видов спорта в Кыргызстане - наследие СССР?
- Мы предпочитаем пользоваться марками только мировых производителей - немецкого, чешского, корейского производства. Российское оборудование немного отстает по качеству и безопасности, так что мы доверяем прежде всего тем брендам, которые уже раскручены и испытаны десятилетиями. Кстати, полеты на параплане - довольно дорогое удовольствие: стоимость одного комплекта примерно равна стоимости одного малолитражного автомобиля.
Мы - не птицы
- Кстати, вы летаете в тандеме?
- Да - это тот же параплан, только большой. Он может поднять сразу двух человек. Управляет полетом опытный инструктор, которому можно доверить жизнь пассажира. А так пассажир пристегнут, хорошо одет и просто ощущает себя участником аттракциона, наслаждаясь полетом!
- Но есть такие пилоты, которые доверяют параплан новичкам и предлагают летать самостоятельно...
- Да, есть такая группировка, они практически с нами не общаются, а располагаются на горе чуть ниже. Но все-таки параплан – это высота. Можно упасть, разбиться и покалечиться даже с гораздо меньшей высоты. Параплан – это полет и стихия, весьма непривычная среда обитания для человека. Мы ведь не птицы, которые тысячи лет оттачивали свои механизмы пилотирования. Мы - люди, привыкшие ходить по земле, а летаем при помощи специальных механизмов. Здесь необходимо учитывать много нюансов. А когда люди еще с утра не представляли себе, что такое параплан, а к обеду уже полетели, то я считаю, что это неправильно - должна быть соответствующая подготовка. Пилот должен знать необходимый минимум, чтобы среагировать в экстренной ситуации.
Рекорды и фестивали
- Расскажите, а сколько лет вы занимаетесь спортом и как попали в небо?
- Все началось еще с Советского Союза, когда были различные аэроклубы. Я, например, начинал в ДОСААФ, где в 1983 году сделал свои первые прыжки с парашютом. Уже тогда я почувствовал, что такое небо - мне очень понравилось! Потом была служба в воздушно-десантных войсках, а после распада СССР начались сложности, ведь поднять в небо борт, который будет проводить выброс парашютистов – это очень сложно. Но в небо очень тянуло... Затем я вычитал в журнале, что есть такие аппараты, которые позволяют подняться в воздух и без помощи самолета. Был очень удивлен, ведь параплан – это высококачественное крыло, которое может летать вверх. Если мы взлетаем с горы, это не значит, что мы все время планируем вниз, параплан может подняться гораздо выше той точки, с которой взлетали.
Максимальный набор высоты зафиксирован в книге рекордов Гиннеса - это 10 тысяч метров в Гималаях. Стартовали с горы высотой четыре тысячи метров и набрали высоту в шесть. У нас горы, с которых мы взлетаем, конечно, значительно ниже, но все же высоту мы набираем приличную – 3,5-4 тысячи метров. Полет бывает от трех минут до нескольких часов, местный рекорд был равен перелету 90 километров - с Чон-Таша приземлились в Орловке.
- Устраиваете ли вы фестивали?
- Это громкое слово, но у нас каждые выходные - фестивали! Мы собираемся вместе - кто-то полетать, кто-то посмотреть, а кто и просто подышать воздухом. Так что, милости просим к нам на еженедельный фестиваль!
Беседовала Ксения Толканева