В 19 лет он переехал в совершенно чужую страну и стал самым молодым лучшим бомбардиром в истории чемпионатов Кыргызстана. Этот рекорд не побит до сегодняшнего дня. За два неполных сезона в составе «Дордоя» он провел тридцать семь матчей, в которых забил 27 голов. Интервью с Максимом Кретовым.
- Мой футбольный путь начался в возрасте 6-7 лет, - рассказывает Максим. - Мама отвела меня в футбольную секцию «Буревестник» в Москве. Сначала играл с ребятами, которые были старше меня на два года, потом с ребятами старше на год, после чего уже открылась секция и моего возраста.
Моим первым тренером был Бауман Александр Валентинович. Он сейчас работает в академии ЦСКА. Очень сильный тренер. За два года до выпуска (мне было тогда 15) у нас был товарищеский матч с «Локомотивом». Мы сыграли 1:1, и я забил гол. После той игры тренер московского клуба Хаби Олег Иосифович взял меня на заметку и приезжал смотреть на мои игры. Он еще вместе с Семиным работал в «Памире» (Душанбе). Хотя, конечно, тренер «Буревестника» не хотел меня отпускать.
Первый год в «Локомотиве» я почти не играл. Это был совершенно другой уровень, все происходило очень быстро. Потом дела стали налаживаться, я стал получать больше игрового времени и забивать голы. В одном из матчей даже отгрузил сразу «трёшку» в ворота «Спартака». После чего мною стали интересоваться агенты, начали понемногу уже привлекать к тренировкам дубля, у руля которого был Ринат Билялетдинов.
Тогда я заключил свой первый профессиональный контракт. Все складывалось очень удачно, и я даже должен был отправить на сборы вместе с первой командой. Но случилась травма, сломал плюсневую кость, а потом ещё раз.
- С кем из ребят того состава «Локомотива» ты играл вместе?
- Из ребят моего возраста это были Тарас Бурлак, он сейчас в «Крыльях Советов» и Руслан Камболов («Краснодар»). Из ребят на год младше - это Александр Кокорин («Сочи»), Дмитрий Полоз («Сочи») и Максим Беляев («Арсенал»). Из тех, кто на год старше - Кирилл Панченко («Динамо»).
- Как ты оказался в «Дордое»?
- Тренером «Дордоя» был Сергей Дворянков, мы с ним были знакомы по работе в «Буревестнике». Он предложил, и я согласился.
- Тебе только исполнилось 19 лет, ты никогда не играл в зарубежном чемпионате и переезжаешь в Кыргызстан. Какие были первые впечатления?
- Если честно, было очень печально. Футбола как такового и не было. Уровень тот, что был и тот, что сейчас - совершенно два разных. Инфраструктура, качество судейства и т.д. У клуба тогда не было своей базы, игроки жили на квартирах. Но я ехал не отдыхать, мне нужна была практика и нужно было набирать форму.
- Какие тогда отношения у тебя сложились с игроками «Дордоя»?
- Больше всего я общался с Вадиком Харченко. Часто бывал гостем у него дома, много времени проводили вместе. Хорошо подружился с Мирланом Мурзаевым. Особых конфликтов или недопонимания ни с кем не было. Ветераны клуба - Сыдыков, Самсалиев, Князь, Кудренко следили за дисциплиной. Чаще всех и больше всех «пихали» Мирлику. Он всегда был с патроном в голове (смеется). Он и сейчас такой же шальной, не поменялся. Нет-нет общаемся иногда с ним.
- Ты начал забивать с первого же матча, с кем ты играл в нападении?
- В основном вдвоем с Мирланом. Иногда, когда Мирлана ставили на фланг, то я был с Дэвидом на пару, но с ним было тяжело. Потому что он часто брал игру на себя, шел в обводку и был не совсем командным игроком.
- В 2009 году была очень напряженная борьба, и для определения чемпиона, потребовался «золотой матч». Как складывалась борьба в том сезоне?
- В основном борьба была с «Абдыш-Атой». Матчи играли в соседнем Канте, ребята были хорошо знакомы друг с другом, и был какой-то соревновательный дух. Игры были очень принципиальными и тяжелыми. Из игроков помню Землянухина. Мы с ним не были знакомы, но он выделялся из остальных. Еще с «Алаем» было тяжело на выезде в Оше. Они «работали» с судьями, а их болельщики закидывали игроков камнями. Дикость какая-то. Буквально недавно ты играл в Москве, а сейчас в тебя кидают камни. Но это только на выезде, в домашних матчах обыгрывали их в несколько мячей.
Был «золотой матч», в котором я забил важный гол. Жалею, что после этого я вернулся в Россию. Нужно было принимать приглашения из Казахстана или Узбекистана.
- Какие команды приглашали?
- Не помню, не могу сейчас сказать. В Узбекистан, кажется, звали в «Локомотив», но сейчас уже не помню.
- В 2009 году клуб уступил в финале Кубка Президента АФК. Что тогда не получилось?
- Со мной в «Локомотиве» тогда играл Манучехр Джалилов, он сейчас играет за сборную Таджикистана. У него там целая футбольная семья. Старшие братья, младшие братья – все футболисты. Разговаривал с ним перед финалом Кубка Президента АФК, говорю, мол, так так, будем играть против «Регар-Тадаза». Он предупредил, что у них сумасшедшие болельщики. Кричат, орут весь матч. Использовали какой-то инструмент наподобие вувузелы. Как только получаешь мяч, сразу такой шум поднимается. Мы проиграли 0:2, думаю, что по игре.
- Какие в целом впечатления остались от нашей страны?
- Впечатления, конечно, приятные. Со многими подружился, сдружился. Каких-то трудностей не возникало. Пользуясь случаем, хочу передать всем привет пожелать удачи во всех турнирах!
Тенгелбес Мусаев
Больше интересного о кыргызском футболе здесь – t.me/tengelbes