Сегодня в гостях редакции ИА Sport.kg уникальная семья: мама - Ак-Моор Ян и ее сын - Марат Давлесов. Сколько им пришлось перенести, известно только одному Богу, но когда впереди цель, то результат будет обязательно достигнут!
В Кыргызстане, как и во всем мире - бум фитнеса! Каждый стремится быть красивым и подтянутым. Есть и те, кто ищет всевозможные отговорки, чтобы не заниматься спортом. А ведь среди нас тренируются настоящие герои, которые, несмотря на ограничения по здоровью, делают все возможное, чтобы быть спортивными и становятся примером для других.
По больницам и санаториям...
Первой на наши вопросы ответит мама атлета, известный блогер Ак-Моор Ян.
- Когда в три года, в 1999 году, нам поставили диагноз ДЦП, я консультировалась у многих врачей и перечитала все книги по этой теме в Ленинской библиотеке. Информация, которая тогда была, говорила, что это неизлечимо и ввела меня в шок. Я искала врачей и пути лечения. Тогда началась наша жизнь по больницам и санаториям. Двенадцать дней дома, двенадцать - лечение. Парафин, физиотерапия, массаж, таблетки.
В три года Марат уже читал длинные стихи и очень хорошо говорил, но никак не мог понять, почему я постоянно плачу и заставляю его делать упражнения. В пять лет разница между ногами достигла пяти сантиметров, и он начал очень сильно хромать. Врачи посоветовали сделать операцию. Все мои родные были против, даже моя мама советовала не идти на этот шаг. Кроме того, было очень тяжелое время, а финансовые возможности были слабые. Но внутренний голос говорил, что если не сделать операцию, пойдет искривление позвоночника, а руки и ноги начнут сохнуть от недостатка питания. Я заняла необходимую сумму, и мы сделали операцию. После нее Марат перестал падать, до этого мы почти каждый год лежали в травматологии, потому что он хотел бежать и не мог удержать равновесие.
Через год после операции Марат попросил ролики
Через год после операции Марат попросил ролики, ведь рядом с нашим домом был открыт роллер-холл. Он постоянно посещал центр и научился отлично ездить. Я предполагала, что он просто немного катается как любитель, но когда посетила комплекс, была удивлена - какие трюки он исполняет: такая большая скорость и всякие пируэты! Мне казалось, что это очень опасно. Но я была очень счастлива, что он может жить полноценной жизнью и общаться с обычными детьми.
В связи с проблемами со здоровьем, я постоянно делала ему освобождение от физкультуры, но в пятом классе, когда он прошел по конкурсу в математическую школу номер 61, Марат заявил, что не хочет, чтобы там кто-то знал о его инвалидности. Сын и сейчас такой, не любит просить помощи и не любит, когда его жалею.
Он стал посещать уроки физкультуры, но все-таки не смог сдать бег на короткой дистанции и получил тройку. Очень расстроился. Тогда я решила сходить к учителю и показать все медицинские документы. Педагог был в шоке и признался, что не мог обнаружить какие-то проблемы при беге. Он ответил, что мальчик может и не посещать уроки физкультуры. Но Марат настаивал на своем, выполнял все упражнения. Учитель сохранил нашу тайну, и в дальнейшем никто из одноклассников и учителей не знал об инвалидности.
Нормативы - на пятерки!
Все нормативы были сданы на пятерки. Кроме того, он также хорошо учился по всем остальным предметам. Но сложности были всегда, например, от вирусного гриппа могли отказать ноги, и он не мог ходить. Мы постоянно поднимали иммунитет и занимались здоровьем.
- Марат еще тогда ставил перед собой большие цели в физическом развитии…
- Верно. Когда сын учился на первом курсе, в то время было очень модно ездить на Иссык-Куль на велосипеде. Он вместе с другом взял велосипеды на прокат. В три часа ночи они выехали из столицы и в 17.00 вечера прибыли в Бостери. Это был переломный момент, когда он понял, что ему нравится покорять вершины и заниматься спортом, и я осознала, что она на верном пути. Надо преодолевать себя! Мой сын перепробовал много видов спорта, в том числе и восстановительных, и я считаю, что он может принести пользу детям, которые испытывают проблемы со здоровьем. Марат понимает, как помочь даже взрослым у кого есть боли в спине. Он все понимает изнутри, поэтому именно в этой сфере он хочет получить еще больше знаний и развиваться.
Мотивация творит чудеса!
- В такой ситуации даже сложно сказать, кто из вас кого больше мотивировал…
- Марат родился семимесячным ребенком с диагнозом ДЦП. Для многих - это приговор, но только не для нас. Левая сторона не получала питание, ножка ребенка не росла. Приходилось очень много заниматься лечением и уделять внимание здоровью. Марат после 12-ти лет уже сам понял свой организм: бегал, делал упражнения и следил за своим питанием. Никогда я не говорила ему о том, что он слабый и ничего не может делать. Он поступил в Московский ВУЗ, но я побоялась его отпустить в другую страну. Боялась, что если будут приступы, и меня не будет рядом. У него был высокий бал, и он легко поступил в Кыргызско-Турецкий университет «Манас». Я уверена, что он найдет свое призвание и добьется большого успеха.
Я хочу обратиться ко всем мамочкам, у которых есть особенные дети, чтобы они никогда не говорили своим малышам о том, что они ничего не могут. Наоборот - им необходимо найти занятие, поднимать им дух и делать все возможное, чтобы они адаптировались в обществе.
До четырех лет я носила сына на руках, так как после лечения ему было очень тяжело ходить. Марат все это понимал и меня жалел, старался меня подбодрить. Он говорил о том, что когда вырастет, то сам будет носить меня на руках. Когда я вспоминаю об этом, то у меня появляются слезы на глазах. Действительно, это было очень тяжело, не было нормального заработка и все доходы шли на лечение сына. Поэтому я очень понимаю таких мам и желаю им терпения и много любви.
От бассейна и таэквондо - до фитнеса
К разговору подключился и сам спортсмен Марат Давлесов.
- В детстве, когда мне сделали операцию на ногу, мы постоянно лежали в санаториях, ходили на массаж, делали всевозможные упражнения. Потом мама отдала меня в бассейн, а затем я пошел на таэквондо. Я хотел попробовать все виды спорта, но оказалось, что боевые искусства - не для меня. У меня были проблемы с суставом ноги, я испытывал боли в тазобедренном суставе. Поэтому я отдал больше предпочтения оздоравливающим видам спорта.
- В какой момент вы осознали, что хотите быть в отличной физической форме и стали увлекаться фитнесом?
- Это было еще в раннем детстве. Дети в нашем дворе не были такими добрыми, а на улице было неспокойно. Когда я выходил из дома и играл с детьми, меня все время спрашивали, что со мной случилось, почему я хромаю. Я поставил себе цель стать лучше и быть физически сильнее. Я часто дрался. Мальчики старались унизить, но я не давал себя в обиду, хотя старался не конфликтовать, но мне не хватало физической формы. У меня появилась мотивация быть сильнее остальных.
- Правда ли, что мама берегла вас от больших физических нагрузок, но вы все-равно настаивали на своем?
- Все верно, ведь, когда занимаешься спортом, особенно когда катаешься на роликах, сноуборде или велосипеде - это определенный риск. Но как бы меня не оберегала мама, мне мне всегда хотелось убрать страхи и действовать, испытать адреналин, и я выбирал экстремальные виды спорта. Не все дети могли исполнять то, что удавалось мне, даже с моими проблемами со здоровьем.
Необходимо убрать все страхи и тогда все получится!
- Какой совет вы дадите тем, кто испытывает проблемы со здоровьем, но хочет быть спортивным?
- Я бы посоветовал быть в обществе и равняться на других. Пусть даже они постоянно будут напоминать вам об этом. Надо расти обычным ребенком, и вам захочется самим исправить и быть как все и даже лучше других. А иначе все так и останется. Необходимо убрать все страхи и тогда все получится. Мы постоянно занимались, наблюдались у врача и вместе преодолели с мамой.
Отдельная благодарность от нас - заведующему отделения детской ортопедии Советбеку Казакову, именно он делал операцию. После таких операций, только у 30 процентов есть результат. Но мы смогли войти в это число. Сейчас совершенно незаметно, что у меня были проблемы со здоровьем. Когда я перестаю бегать и кататься на велосипеде, мышечная память на левой ноге пропадает, я начинаю немного хромать, так как нервы не получают питание. Я понял, что моя левая нога - это не недостаток, а стимулятор к занятию спортом в моей жизни.
- Было ли у вас желание стать профессиональным спортсменом?
- В 15 лет мне мама записала меня на плавание, и я много смотрел роликов про пловца Майкла Фелпса, мне хотелось достичь таких же высот. Я смотрел уроки плавания в интернете и учился сам, я - самоучка. К сожалению, не было возможности заниматься под руководством тренера. И именно тогда у меня была мечта стать олимпийским чемпионом по плаванию. Сейчас мы остановились на оздоравливающем виде спорта.
- Вы тренировались во время карантина?
- Да, и многое осознал. Думал, как буду жить и вспоминал о своем детстве. Я получил такой опыт, который бы хотелось передать другим. Мы с мамой обошли всех массажистов города, посетили всех ортопедов и костоправов. Если я еще глубже буду изучать эту сферу, то смогу помочь и другим людям, которые оказались в таком же положении. Это лучшее направление с которого надо начать и улучшить свои знания в фитнесе. Я изучаю анатомию, биомеханику и понимаю, как можно помочь людям. Моя задача - максимально изучить массажное дело и организм человека, вкладывать в себя, достичь успехов в фитнесе и заработать награды и окончательно уйти в спорт в качестве тренера, достичь определенных высот и помогать людям.
- Спасибо и успехов вам!
Беседовала Ксения Толканева
Фото из архива Марата Давлесова