Сайт АФК начинает новую серию «Мой азиатский дом», в которой представлены футбольные личности, которые сделали Азию своим вторым домом. Первый герой сюжета - Александр Крестинин, главный тренер сборной Кыргызской Республики.
Начало
«Футболом я начал заниматься в Краснодаре, в городе, где я родился. В 7 лет моя бабушка отвела меня в секцию, а с 15 лет начал привлекаться в сборную России и отыграл в составе команды квалификацию на Чемпионат Европы.
Достаточно рано подписал свой первый профессиональный контракт с «Колосом», это было в 15 лет, я тогда еще в школе учился. А уже через месяц после подписания, поступило конкретное предложение от бельгийского клуба «Брюгге». На тот момент со сборной России работал Константин Сергеевич Сарсания, российский футбольный агент, но «Колос» меня не отпустил. В итоге наше сотрудничество с Константином Сарсания завершилось, несмотря на то, что я после этого еще 2 года играл за сборную России. Поэтому, если бы не закончилось сотрудничество с ним, возможно, моя футбольная карьера была бы немного другой.
А так, в больших клубах я не играл, но опять же, в большей степени это связано с отсутствием агента. Тогда время было другое - знакомства играли большую роль, чем выступления на международных турнирах. Футболистом я был достаточно средним, не отличался большой скоростью. Но, если подумать, в принципе, я бы у себя в команде сейчас играл.
В «Колосе» в воротах играл чемпион Олимпиады-88 в Сеуле Алексей Павлович Прудников. В сборной России также были достаточно яркие футболисты – тот же Артем Безродный. За свою карьеру в одном клубе довелось поиграть с Юрием Жирковым, Вячеславом Камольцевым, Дмитрием Хлестовым. Не так много известных футболистов, но они были».
2010: первые дни в Кыргызстане: я прилетел не тренировать, а играть
Да, на тот момент у меня была тренерская лицензия категории С. В 2009 году я получил травму и достаточно серьезную, полгода не играл. Решил не терять время и получить лицензию в России. И в 2010 году я приехал только играть, но так получилось, что руководство клуба мне предложило еще и тренировать. Так, в принципе, и получился вариант с играющим тренером.
Первое впечатление, если с футбольной точки зрения, то было самое негативное. Потому что ничего не было приспособлено к футболу именно там, куда я приехал, то есть на юге страны. Там были большие проблемы с организацией тренировочного процесса, материально-технической базой, с условиями проживания и питания. Ситуация была катастрофической, но, к счастью, через два месяца мы вместе с руководством ее выровняли, и создали достаточно неплохие условия, которые до сих пор остаются там.
Это был мой первый визит в Азию и все было достаточно специфично. Особенно на юге страны. Люди в целом были доброжелательные и обстановка была для меня новой, интересной. Положительного было больше».
От «нулевого опыта» до чемпиона Премьер Лиги
«Время, проведенное в «Нефтчи», было удивительным. И создать такую ситуацию достаточно сложно, даже практически невозможно.
Ну, во-первых, мой дебют в тренерской карьере, и сразу высшая лига. Задача передо мной стояла стать чемпионом с моим нулевым опытом работы. Поэтому, было достаточно интересно. Алгоритм действий понимал теоретически, но практики не было никакой. Я тогда работал очень много, как время показало, в большинстве своем все делал очень правильно. Это было, хочу повторить, удивительное время. Мы боролись с большим количеством проблем, и совместными усилиями с руководством «Нефтчи» делали все, чтобы их решить. Я получил бесценный опыт.
Да, с «Нефтчи» мы добились достаточно неплохих результатов. Могли, конечно, во второй год выступить получше, но заняли второе место. Но на тот момент в стране начались проблемы политического характера, в результате чего произошла смена руководства компании «Кыргызнефтегаз», которая была спонсором футбольного клуба. И начались проблемы с деньгами именно относительно футбола – перестали финансировать, и мы практически последние три месяца играли бесплатно. Договорились, но многие ребята уехали, кто-то остался, и мы заканчивали сезон в количестве 14 человек. Сезон довели до конца, заняли второе место, и с руководством расстались нормально, потому что это не их вина, мы это понимали. Так команда и развалилась, и все, конечно, жалели об этом. «Нефтчи» перестал существовать, его не было года три-четыре на уровне высшей лиги».
Неожиданное предложение
«Предложение возглавить национальную сборную Кыргызской Республики было очень неожиданным. Тяжело рассчитывать, что тебе предложат тренировать главную команду страны. Ладно, если бы какой-нибудь клуб, это еще было бы логичным. Если бы я сказал, что ждал этого предложения, то это было бы неправдой. Когда предложили, я достаточно серьезно и долго думал. Наши переговоры с руководством Федерации футбола КР длились в два этапа. В итоге мы пришли к соглашению, нашли точки соприкосновения, определили направления, по которым мы будем работать в срочном режиме, по каким – в перспективе. И, в принципе, договорились обо всем. Этот план до сих пор выполняется, и спасибо руководству за понимание. Отдача нашей совместной работы видна.
Все проблемы, которые были в кыргызском футболе, мне хорошо знакомы. За 2 года я достаточно хорошо узнал всю ситуацию внутри футбола, около футбола. И с футболистами я был достаточно хорошо знаком. Я понимал четко, над чем нужно работать. И мы поменяли работу во всех областях на 180 градусов.
Но прежде всего, самыми основными были: план подготовки, количество дней, место пребывания перед играми, материально-техническая база, воспитание и комплектование команды. Мы подошли к этому очень серьезно и так, как это видел я. Оказалось, это все сильно отличалось от того, что было. Естественно, первое время у ребят много сил уходило на адаптацию, привыкание к требованиям. Но уже через три сбора мы начали показывать результаты. То есть, после третьего сбора мы начали играть в квалификации на Чемпионат Мира-2018, и уже игры со сборными Бангладеш и Австралией начали показывать результаты нашей работы. Мы были на правильном пути».
Ментальная игра и прорыв 2019 году
«Основным моментом было изменение ментальности футболистов. То есть, потенциал футболистов я видел, и передо мной и тренерским штабом стояла задача раскрыть его, дать веру в себя. Мы над этим очень долго работали, как в психоэмоциональном плане, так и на поле, то есть тактически, физически. И после того, как только мы увидели, что ребята начали ментально меняться, они поверили в себя, пошел уже совсем другой футбол. И в большей степени, конечно, это заслуга самих ребят, они правильно все понимали, правильно к этому относились, терпели, ну и в итоге мы сейчас вышли на конкурентоспособный уровень. Можем, в принципе, играть с любой командой на равных. В каких-то моментах можем превосходить, и даже если уступаем в каких-то моментах, то все равно ментально готовы играть с любой командой.
Кубок Азии – это большой форум, и для меня лично, и для национальной сборной за всю историю ее существования. Это фантастические ощущения. Это максимально высокий уровень организации и подготовки. Опять же, спасибо нашему руководству за то, что предоставили возможность готовиться, как и по количеству дней, так и по созданию условий. То есть, мы очень хорошо подготовились так, как это нужно было. Здесь было полное понимание наших руководителей, ну и с командой хорошо поработали, нашли правильный подход ко всему, и в итоге для первого раза достаточно неплохо выступили. Из группы вышли, вот только плохо, конечно, что проиграли три игры из четырех. Но опыт получили просто фантастический, и многие, наверное, даже немного удивились, встречаясь с нами. Для меня, безусловно, приятно было играть именно против таких известных тренеров, конкурировать с ними. И я считаю, со всеми мы достойно бились, но где-то нам немножечко не повезло. Для первого раза все в целом оцениваю – «нормально».
Клуб и страна, Кыргызстане и «Дордой»
«При совмещении в данной ситуации я не вижу никаких проблем. Отрицательных моментов здесь, с моей точки зрения, вообще никаких нет. А вот положительных - масса. Так получалось всегда, что именно «Дордой» был базовым клубом национальной сборной. Большинство футболистов вызывалось оттуда. Это было и до меня, а когда я принял «Дордой», ситуация не изменилась. У нас осознанное укомплектование кандидатов в национальные сборные команды разных возрастных категорий. Все футболисты «Дордоя» могут играть либо за юношескую и молодежную сборную, либо за главную команду страны. То есть они являются кандидатами. Конечно, мы также следим и за футболистами из других клубов. Они тоже вызываются в стан сборной. Не в большом количество, но опять же – кто выигрывает конкуренцию.
Хочу отметить, что направление и вещи, над которыми мы ведем работу в «Дордое», переносятся и на национальную сборную. То есть большим плюсом является то, что мы можем параллельно решать задачи как в клубе, так и в сборной. И, естественно, это добавляет качества в работу именно во время учебно-тренировочных сборов национальной сборной».
Второй дом
«Конечно, в первую очередь, это - азиатское гостеприимство. Люди действительно умеют организовывать праздники, очень хорошо умеют гулять. Вот, что поразило меня в первую очередь. Мне кажется, это любому человеку понравится. Ну и ритм жизни здесь не такой, как в России, например. Здесь все немного спокойнее, все всё успевают. Жизнь здесь научила не так спешить, как это обычно происходит во время пребывания в России. Мне кажется, там завышенный темп жизни. А в Кыргызстане более комфортно.
Отношение к Кыргызстану у меня самое теплое, потому что страна, как моя вторая родина. Здесь я впервые получил тренерскую работу, возможность работать в клубе, и позже в национальной сборной. Поэтому я очень благодарен Кыргызстану. И, конечно же, я смело могу сказать, что Кыргызстан – мой второй дом».
Интервью доступно на сайте Азиатской футбольной конфедерации по ссылке https://www.the-afc.com/news/afcsection/my-asian-home-alexander-krestinin